Кредиты и ипотеку можно будет оформлять без справок
В 2018 году у банков расширятся возможности контроля платежеспособности клиентов. С февраля по согласию заемщика они получат сведения к данным о клиенте в госреестрах. На практике это значит, что совсем скоро можно будет взять ипотеку без справок.
В настоящее время клиент самостоятельно собирает документы, подтверждающие его уровень доходов, необходимый для одобрения кредита банком. В следующем году процесс оформления ипотеки упростится. Достаточно будет отправить сообщение о разрешении, и банк получит доступ к информации об имуществе, долгах, доходах, счетах и отчетности.
Кому эта информация будет полезна
До тех пор пока сдвигов в экономике не предвидится, вопросы оформления кредита и ипотеки по-прежнему будут волновать и физических, и юридических лиц. И те и другие для выдачи кредита собирают выписки и справки.
Как это происходит сейчас
В настоящее время, пока ипотека без справок не возымела свое действие, заемщики сами заботятся о сборе всей необходимой информации, касающейся доходов, имущества и т.д. Зачастую банки, чтобы не утруждать лишний раз клиента, проверяют информацию о заемщике самостоятельно. Для этого используется скоринговая проверка — компьютерная программа, которая выдает информацию об образовании клиента, наличии недвижимости, продолжительности работы на текущем месте и другие подробности. При выдаче крупного кредита может потребоваться информация о выплате алиментов, о частоте смены работы, насколько надежно место текущей работы и т.д. Проверяются также наличие судимости, штрафы ГИБДД, неоплаченные жилищно-коммунальные услуги, кредитная история.
Несмотря на это, имеют место случаи, когда люди с низкими доходами ради выдачи кредита идут на обман, предоставляя поддельные документы. Это одна из причин, почему банки накручивают проценты на кредитные продукты.
Что измениться в феврале 2018 года
С 2018 года ситуация с выдачей кредитов и ипотеки изменится в лучшую сторону. По запросу банков государственные реестры выдадут кредитной организации все данные о заемщике. Вскоре клиентам не нужно будет собирать справки и следить за их сроками действия. В целом это позволит улучшить условия выдачи кредитов и узнать достоверную информацию о своих клиентах.
Ниже представлен сокращенный перечень документов, который будет предоставляться банкам.
1) Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости
2) Данные годовой финансовой отчетности юридических лиц
3) Сведения о наличии (отсутствии) юридического лица в реестре недобросовестных поставщиков
4) Сведения о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков
5) Сведения из справки о доходах физического лица по
6) Сведения из налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по
7) Сведения из налоговой декларации по налогу на прибыль организаций
8) Сведения из налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость
С полным списком документов, обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, можно ознакомиться в Распоряжении Правительства РФ от 15 августа 2012 года N 1471-р.
Как было сказано ранее, без разрешения заемщика банк не имеет право другим способом получить доступ к информации клиента. В то же время заемщик может самостоятельно потребовать заверенные документы через личный кабинет на сайте госуслуг и затем отправить их по электронной почте кредитной организации.
Как эту информацию можно использовать для себя
Все вышесказанное будет полезно узнать тем, кто собирается в следующем году взять кредит. Если, например, работа неофициальная или имеются проблемы с налогами, принять меры нужно уже сейчас.
Если получение кредита не является вашей целью в следующем году, привезти в порядок документы не будет лишним. Вероятно, появится возможность купить квартиру в ипотеку на выгодных условиях или взять кредит на покупку машины.
Эксперты также советуют следить за своей кредитной историей и заранее регистрироваться на сайте госуслуг, чтобы сэкономить и быстро оформлять запросы. Проверять данные можно в личном кабинете налоговой, а мониторить лицевой счет - в пенсионном фонде.